Применение системы менеджмента качества является стратегическим решением для организации, которое может помочь улучшить результаты ее деятельности и обеспечить прочную основу для инициатив, ориентированных на устойчивое развитие
С каждым годом в мире стремительно растет число компаний, сертифицировавших систему менеджмента качества (СМК) на соответствие стандарту ИСО 9001 (ISO 9001). В настоящее время этот стандарт применяют более 120 стран.
Реалии современного рынка таковы, что сегодня
отсутствие сертификата СМК (ISO 9001) уже становится антирекламой и причины такой реакции вполне очевидны. В мировом бизнес-сообществе давно стала нормой
сертификация систем менеджмента качества (СМК) на соответствие стандарту ISO 9001. Наличие сертифицированной СМК является наглядным и убедительным подтверждением стабильности компании и высокого качества ее продукции или услуг. Благодаря интенсивной интеграции российских компаний в международное бизнес-сообщество всё больше грамотных и дальновидных предпринимателей понимают и принимают оправданность наличия системы менеджмента качества, сертифицированной на соответствие стандарту ISO 9001. Доказано, что предприятия с сертифицированной СМК работают в 3-4 раза эффективнее по сравнению с остальными.
Тенденция стремительного роста сертификации систем менеджмента качества связана как с внешними причинами (требование заказчика, повышение конкурентоспособности), так и внутренними.
К важным внешним причинам следует отнести тот факт, что многие системы сертификации включают сертификацию систем менеджмента качества в процедуры сертификации продукции.
- Сертификация систем менеджмента качества позволяет увеличить цену на продукцию в среднем в 1,5—2 раза.
- Предприятия, имеющие сертифицированную систему менеджмента качества, могут претендовать на льготные условия кредитования и страхования.
- Благодаря сертифицированной системе менеджмента качества предприятия побеждают в тендерах, в том числе в международных тендерах.
- При решении вопроса о размещении госзаказа отдают предпочтение предприятиям с сертифицированной системой менеджмента качества. При подготовке и заключении государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд все чаще просят указать «сведения о наличии сертификата системы качества»
Внутренними причинами, побуждающими предприятия к сертификации систем менеджмента качества, являются:
- Более полное удовлетворение потребностей потребителя;
- Сокращение издержек производства;
- Сокращение числа проверок со стороны потребителей и надзорных органов;
- Улучшение культуры производства;
- Повышение ответственности за качество.
Ряд предприятий имеют одновременно на систему менеджмента качества как национальный сертификат, так и сертификат одной из международных сертификационных фирм.
В настоящее время в глобальном масштабе наиболее распространена сертификация по международным стандартам на системы менеджмента качества (ISO 9001). Именно эти документы берутся за основу при построении других систем менеджмента (ISO 14001, ISO 18001, ISO 22000 и др) и дают возможность совершенно разным компаниям пользоваться лучшим мировым опытом.
Особенностью стандарта ISO 9001 является то, что он предъявляет требования к системе организации управления производством, которое и влияет на качество продукции и услуги компании. Система менеджмента качества является частью всей системы менеджмента организации и направлена на удовлетворение всех заинтересованных сторон, особенно потребителей организации. Основными требованиями к системе менеджмента качества является соответствие качества продукции требованиям нормативно-технических документов, обеспечение стабильного качества производства или оказания услуг.
Однако, помимо оптимизации процессов внутри компании, возможности влиять на результат, повышения уровня производства, внедряя систему менеджмента качества по международным стандартам серии ISO 9000,
предприятие получает реальный инструмент для подтверждения своей профессиональной компетентности, повышения престижа и авторитета компании. Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015 основан на принципах менеджмента качества, описанных в ИСО 9000. Описание включает формулировку каждого принципа и обоснование, почему принцип важен для организации, а также некоторые примеры преимуществ, связанных с принципом, и примеры типичных действий по улучшению результатов деятельности организации при применении принципа.
Принципы менеджмента качества:- ориентация на потребителя;
- лидерство;
- взаимодействие людей;
- процессный подход;
- улучшение;
- принятие решений, основанных на свидетельствах;
- менеджмент взаимоотношений.
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015 направлен на применение "процессного подхода" при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества в целях повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.
Понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы способствует результативности и эффективности организации в достижении намеченных результатов. Этот подход позволяет организации управлять взаимосвязями и взаимозависимостями между процессами системы, так что общие результаты деятельности организации могут быть улучшены.
Процессный подход включает в себя систематическое определение и менеджмент процессов и их взаимодействия таким образом, чтобы достигать намеченных результатов в соответствии с политикой в области качества и стратегическим направлением организации.
Применение процессного подхода в системе менеджмента качества позволяет: 1. Понимать и постоянно выполнять требования;
2. Рассматривать процессы с точки зрения добавления ими ценности;
3. Достигать результативного функционирования процессов;
4. Улучшать процессы на основе оценивания данных и информации.
Примечательно, что стандарт
ISO 9001 универсален — он подходит для компании любой величины, осуществляющей свою деятельность в любой сфере экономики.
Мы помогаем разработать систему менеджмента качества с учетом деятельности Вашей компании. Это позволит оптимизировать управление и постоянно совершенствовать его в соответствие с требованиями рынка. Выгоды для организации от внедрения СМК на основе стандарта ISO 9001: - обеспечение декларируемого качества продукции, которое удовлетворяет требования потребителей и применимым законодательным и нормативным правовым требованиям;
- создание возможностей для повышения удовлетворенности потребителей;
- эффективное распределение ресурсов Компании, ответственности и полномочий персонала;
- повышение дисциплинированности и компетентности персонала;
- улучшение управленческих процессов в Компании;
- оптимизация инфраструктуры, повышение прозрачности всех процессов производства и снижение себестоимости производимой продукции;
- минимизация коммерческих и имиджевых рисков, связанных с ответственностью, целями и средой производителя;
- выход на международные рынки, сотрудничество с западными компаниями;
- повышение имиджа и репутации Компании, обеспечение ее экономической устойчивости;
- успешное участие в тендерах, получение госзаказа;
- повышение инвестиционной привлекательности и капитализации Вашего бизнеса, как результат — получение долгосрочных конкурентных преимуществ;
- возможность продемонстрировать соответствие установленным требованиям системы менеджмента качества.
Несмотря на то, что на данный момент многие компании еще не в полной мере осознали преимущества сертификации ISO 9001, аналитики прогнозируют переход всех жизнеспособных российских компаний к системе управления в соответствие с ISO 9001 в самые ближайшие годы.
Сегодня позволить себе получить сертификат соответствия СМК требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001) может любое предприятие.